Защита прав и законных интересов в судах |
Судебная система РФ представлена тремя судебными институтами: суды общей юрисдикции, арбитражные суды и третейские суды. Эти суды отличаются компетенцией, внутренним устройством, порядком работы. В судах общей юрисдикции подлежат рассмотрению: дела, если хотя бы одной из
сторон является гражданин, или объединение граждан, не являющееся юридическим
лицом, либо орган местного самоуправления, не имеющий статуса юридического
лица; споры о возмещении убытков, причиненных гражданину актами
государственных и иных органов, а также действиями должностных лиц, не соответствующими законодательству; дела по спорам, возникающим из
договоров перевозок в прямом, международном железнодорожном и воздушном
грузовом сообщении между предприятиями, с одной стороны, и органами
воздушного и железнодорожного транспорта, с другой; споры
иностранных инвесторов с государственными органами РФ, предприятиями и другими юридическими лицами РФ; споры между инвесторами и
предприятиями с иностранными инвестициями по вопросам, связанным с их
хозяйственной деятельностью, а также споры между участниками предприятия с
иностранными инвестициями и самим предприятием; инвестиционные споры
о размере, условиях,
порядке выплаты компенсаций
иностранным инвесторам, о возмещении убытков, причиненных иностранным
инвесторам в результате выполнения противоречащих законодательству указаний
государственных органов либо должностных лиц, вследствие ненадлежащего
осущестнления такими органами или их должностными лицами предусмотренных
законодательством обязанностей по отношению к иностранным инвестициям. Гражданин вправе обжаловать в
суде любые акты государственных, иных органов, а также действия должностных
лиц, ущемляющих его права. В частности, таким гражданином может быть
собственник предприятия, а ущемленными правами – права на получение доходов. Требования организаций о
признании неправомерными действий должностных лиц, нарушающих их права и
охраняемые законом интересы, подлежат рассмотрению в суде, если обжалуемые
действия не были оформлены распорядительными или иными документами. Из этого
следует, что предприятие может обжаловать не только акт органа, но и действие органа, не оформленное
документом. К сожалению, на практике
нельзя воспользоваться ни первой, ни второй
из вышеприведенных возможностей. Это обусловлено совершенно
неприемлемыми, во-первых, сроками рассмотрения, а во-вторых, принципами
рассмотрения дел в судах. Арбитражному суду подведомственны споры: о разногласиях по договору,
заключение которого предусмотрено законом или передача разногласий по
которому на разрешение арбитражного суда согласована сторонами; об изменении условий или о
расторжении договоров; о неисполнении или
ненадлежащем исполнении обязательств; об истребовании имущества из
чужого незаконного владения; о нарушении прав, не связанном с лишением владения; о возмещении убытков; об установлении фактов,
имеющих юридическое значение; о признании недействительными любых
актов абсолютно любых органов, нарушающих права и законные интересы
организаций; о защите чести, достоинства и
деловой репутации; а также дела с участием
организаций и граждан РФ, иностранных организаций, организаций с иностранными
инвестициями, международных организаций, иностранных граждан и лиц без
гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность. На практике, однако, постоянно
приходится сталкиваться с отказом арбитражного суда принять иск к
рассмотрению в связи с не подведомственностью. Поэтому вышеприведенный
перечень не всегда соответствует действительности. В случае отказа можно,
грамотно используя законодательство, переформулировать исковое требование
так, чтобы оно подходило для рассмотрения. Третейский суд не является судом в традиционном смысле. Под
третейским судом понимается негосударственная, специализированная
организация, к помощи которой стороны обращаются для разрешения спора.
Стороны соглашаются с компетенцией суда на рассмотрение данного спора и
заранее соглашаются с его решением, принимая на себя обязанность исполнить
его в добровольном порядке. Обращение к данной организации
является сугубо добровольным делом сторон и возможно только при их обоюдном
согласии. Данное согласие может быть
достигнуто как на этапе, предшествующем моменту возникновения спора, так и
после его возникновения. Помимо достижения согласия по вопросу рассмотрения
спора третейским судом стороны также должны достичь согласия по вопросам
персонального состава данного суда и по процедуре принятия данным супом решения (по
регламенту). Государство в лице
соответствующих органов, признавая приоритетность конкретного соглашения
сторон перед общим законом, способствует исполнению соглашения сторон. В
частности, арбитражный не принимает к своему производству спор,
предусматривающий рассмотрение в порядке третейского разбирательства. При
этом, однако, государство не позволяет злоупотреблять правом на третейскую
защиту. Это, например, выражается в том, что при невозможности достижения сторонами соглашения по составу третейскою суда регламенту его работы арбитражный суд считает исчерпанной возможность третейского разрешения спора н принимает спор к своем производству, а при отказе добровольно исполнить решение третейского суда арбитражный суд выдает исполнительны лист на принудительное исполнение решения третейского суда, имеющий статус государственною документа. По механизму деятельности все третейские суды подразделяются два класса – постоянно действующие суды и суды, создаваемые «по случаю». Суды первой категории имеют более или менее устойчивый состав судей и достаточно определенный порядок работы. Вторые представляют собой по случаю возникающие образования, которым по ходу работы предстоит выбрать подходящий регламент. В соответствии с этим различаются и виды третейских соглашений. В одних может быть указан и суд и регламент, в других – только суд, в третьих - только регламент, четвертых может содержаться лишь ссылка на некоторый третейский суд, выбирать который стороны будут потом. Государство взаимодействует с системой
третейских судов в минимальной степени. Взаимодействие ограничивается
помещением в различные нормативные акты ссылок на законность существования
данной системы и в заявительной регистрации постоянно действующих третейских
судов, при которой в соответствующий арбитражный суд в явочном порядке
сдаются установочные документы. Все взаимоотношения сторон на этапе
третейского разбирательства являются разновидностью, продолжением договорных
отношений, в которых соглашение сторон имеет безусловный приоритет над
законом. |
|